Вопрос: Вправе ли наниматель обязать работника использовать обходной лист?
Ответ: На практике форма, порядок, а также сроки заполнения обходного листа определяются нанимателем в ЛПА организации.
При этом в организациях допускается разрабатывать и утверждать, в т.ч. по согласованию с представительным органом работников, ЛПА, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, предусматривающие использование обходных листов работниками при проведении процедуры прекращения трудовых отношений.
Обходной лист выдается на руки работнику для проставления отметок (например, подписей) определенного нанимателем круга лиц с целью фиксации факта наличия (отсутствия) каких-либо претензий к работнику и т.п.
Следует также отметить, что довольно часто на практике наниматели принимают ЛПА, положения которых противоречат нормам действующего законодательства о труде.
Включение положений о запрете увольнения либо невыплате окончательного расчета при увольнении, невыдаче трудовой книжки в ЛПА нанимателя противоречит нормам действующего законодательства и ухудшает правовое положение работника.
Наниматель не вправе привлекать к ответственности работника, не заполнившего обходной лист при увольнении. Тем более отказ работника представить обходной лист не дает нанимателю право задерживать расчет или не выдавать работнику трудовую книжку.