Новый год большинству жителей Беларуси хочется встретить по-особому. Потому они отправляются в магазины, чтобы выбрать что-нибудь новое себе и купить подарки близким. Какими товарами и предпраздничными сюрпризами готовы порадовать покупателей ведущие производители страны и крупнейший столичный универмаг? Об этом порталу 1prof.by рассказали их представители.
От пижам до вечерних нарядов
О моделях одежды, которые в преддверии новогодних праздников охотно покупают белорусы, рассказал заместитель председателя Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности Вадим Ламков.
– Дизайн изделий создавался еще весной, а в конце лета их запустили в производство. На полки вещи начали выставлять с конца октября, когда открылись тематические торговые секции. Анализ прошлых лет показал, что текстиль и одежда для женщин, а также трикотажные вещи пользуются наибольшим спросом у покупателей.
Ежегодно к праздничному сезону новые модели выпускают швейные предприятия страны «Полесье», «Алеся», «Свiтанак» и другие. По словам Вадима Ламкова, в белорусских магазинах можно найти более сотни моделей вечерних и коктейльных нарядов. Причем в них люди не только выглядят стильно, но и чувствуют себя комфортно.
Отдельно зампредседателя концерна остановился на изделиях «Купалiнкi» и «Свiтанка». В условиях пандемии разнообразные яркие новогодние пижамы и домашняя одежда этих предприятий получили новый виток развития.
– Мы четко прослеживаем тенденцию, которую принесла пандемия. Особым спросом стали пользоваться так называемые капсулы для всей семьи. Комплекты товаров, объединенных общей темой и рисунком, раскупают весьма неплохо. Хорошим дополнением к таким наборам становятся тематические носочки от Брестского чулочного комбината – на выбор предлагается более 100 моделей для мужчин, женщин и детей, – отметил Вадим Ламков.
Текстиль представляет барановичская марка «Блакiт», производитель «Речицкий текстиль» и другие предприятия страны. Покупатели активно покупают вещи с новогодней тематикой, начиная от кухонных прихваток и полотенец до постельного белья и подушек.
В преддверии праздников практически на все белорусские товары легкой промышленности в магазинах предлагают скидки и устраивают акции.
Около 2 млн сладких подарков
Кондитерские фабрики также давно начали готовиться к рождественским праздникам. К концу декабря планируется произвести почти 2 млн сладких подарков (в 2020-м их было менее 1,7 млн): 1,2 млн –кондитерской фабрикой «Коммунарка» и 80 тыс. – «Спартак»; порадуют сладостями также «Красный пищевик» и «Слодыч», отметил начальник управления по производству продуктов питания Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром» Андрей Мешков. В упаковках можно найти шоколад, шоколадные конфеты, ирис, карамель и новые виды кондитерских изделий.
– Все создано из качественного сырья, – заверил Андрей Мешков.
На сегодня предприятия уже произвели более 1,7 млн новогодних подарков. Из них на внутренний рынок отгружено 1,4 млн, на экспорт – около 100 тыс. упаковок со сладостями.
– В линейке сезонных кондитерских подарков более 100 наименований. Их вес различен: от 300 г до 3 кг. Цена колеблется от 4,15 до 35,31 рублей. Упаковки сделаны в форме сказочных теремков, домиков, сундучков, ларцов. На полках магазинов можно найти текстильные мешочки, жестяные коробки, игрушки с конфетами внутри. В фирменных магазинах гражданам предоставляется услуга по формированию новогодних подарков по желанию покупателей в деревянную или картонную стилизованную упаковку, – рассказал Андрей Мешков.
Он также отметил, что в последнее время при покупке кондитерских изделий белорусы отдают предпочтение не цене, а уникальности и необычности продукта. Так, становятся популярными взбитый мед, засахаренные дикорастущие ягоды. Комплектуют сладкие подарки вручную, это ответственный и трудоемкий процесс, который начинается примерно за 3 месяца до новогодних праздников. На этот период предприятия набирают в свои цеха дополнительный персонал.
Чем готов удивлять ЦУМ
Генеральный директор ОАО «ЦУМ Минск» Алексей Сокол рассказал, что магазин всегда заранее готовиться к декабрю.
– Чисто психологически наш покупатель сегодня ждет различных скидочных предложений и акционных мероприятий. Мы самостоятельно и вместе с производителями составляем планы по этому вопросу. Могу сказать точно: каждый день на протяжении декабря мы устраиваем покупателям сюрпризы. На некоторые позиции скидки достигают 50%. Мы стараемся максимально удовлетворить потребности покупателей. Хотя, конечно, удерживать уровень рентабельности предприятий тоже необходимо, – рассказал Алексей Сокол.
По его словам, в последние годы потребители становятся все более взыскательными: ориентируются не только на цену и качество товара, но и на красивое оформление. Перед новогодними праздниками несколько сокращаются объемы продаж товаров, связанных со швейной группой и обувной. Зато белорусы активно покупают товары галантерейной и хозяйственной групп, посуду, светильники, бытовую технику, игрушки, елочные украшения и многое другое.
– Кстати, по елочным украшениям у нас самые демократичные цены. И практически все покупатели заходят в отдельно созданную новогоднюю секцию. А еще в праздничные дни в торговых залах Дед Мороз и Снегурочка вручают поздравительные открытки юным посетителям, – рассказал эксперт.
И привел цифры: средний чек покупок во время зимних праздников увеличивается примерно на 10-20%, а в целом товарооборот магазина растет в декабре по сравнению с другими месяцами примерно на 30%. По уровню прибыли с декабрем могут сравниться разве что август (перед началом школьного сезона) и 8 марта.
– К таким событиям мы всегда готовимся заранее, – заметил Алексей Сокол.
Большой поток клиентов увеличивает нагрузку работников, и руководство универмага привлекает к работе дополнительные трудовые ресурсы. В декабре они могут составлять около 50 человек в день. Задействуются люди из аппарата управления и из складского хозяйства. В наиболее активные торговые дни привлекаются консультанты от предприятий-поставщиков и студенты из торговых колледжей.
В ЦУМе стараются создать комфорт покупателям и готовы удовлетворить их самые изысканные запросы: здесь можно найти и очень дорогие, и достаточно бюджетные изделия. Однако ориентируются работники торговли на средний уровень достатка людей.
– Как говорится, выбор есть на любой вкус и кошелек! – отметил генеральный директор ЦУМа.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА, носит иллюстративный характер