Обновленный Трудовой кодекс Беларуси – один из самых ожидаемых документов этого года, над которым трудились сотни специалистов под пристальным вниманием общественности. Документ определит новые подходы к труду, взаимоотношениям нанимателей и работников, введет в правовое поле дистанционную работу, подстроит законодательство под реалии сегодняшнего дня. Активно работали над корректировками Совет по развитию предпринимательства, Белорусский республиканский союз юристов, юридические факультеты ведущих вузов, Федерация профсоюзов Беларуси и другие организации. Сегодня проект Закона «Об изменении некоторых законов Республики Беларусь» находится на доработке и готовится к рассмотрению во втором чтении. О самых любопытных изменениях речь шла в пресс-центре БЕЛТА.
Главным разработчиком изменений выступило Министерство труда и социальной защиты. Заместитель министра Игорь Старовойтов отметил, что новый формат документа в первую очередь содержит позиции, которые усиливают гарантии трудящихся.
– Например, решен вопрос о материальной ответственности работников, немало сделано для соблюдения гендерного баланса в рамках трудовых отношений, – подчеркнул он. – Законопроект предусматривает новую главу в Трудовом кодексе – по дистанционному труду. Нашел отражение взгляд на такой интересный механизм, как временный перевод работника. Дополнительные возможности предусматриваются для работающих по совместительству. Достаточно большой блок вопросов связан с имплементацией в Трудовой кодекс Декрета № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и Декрета № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». В Трудовом кодексе появилась новая глава, которая посвящена контрактной форме найма. Полагаю, подготовлен комплексный документ. Он интересный, разнонаправленный.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виталий Шилов заметил, что проблемы, возникающие при применении действующего ТК, отмечали представители депутатского корпуса, работая в округах. Среди самых обсуждаемых предложений, вошедших в первую редакцию, он назвал те, которые совпадали с позицией Федерации профсоюзов Беларуси. В частности, по увеличению срока предупреждения об окончании действия контракта, закреплению единых подходов к материальной ответственности работающих, установлению единого размера выплаты пособия в размере 3 среднемесячных зарплат при расторжении контракта по требованию работника в связи с нарушением нанимателем условий контракта.
– Все изменения, которые вносятся в Трудовой кодекс, направлены на добросовестных работников и нанимателей, расширение их возможностей, – подчеркнул Виталий Шилов.
Особенно много предложений по усовершенствованию законодательства о труде поступило от национального профцентра. Заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич отметила, что Федерация профсоюзов впервые за долгие годы была одним из разработчиков изменений в Трудовой кодекс, что позволило принимать более активное участие и контролировать прохождение своих предложений.
– По очень многим вопросам нам удалось добиться консенсуса с нашими социальными партнерами – министерствами, концернами, нанимателями, – сказала Елена Манкевич во время «круглого стола». – Поддержали нас и депутаты. Основные предложения уже назывались, одно из них – предупреждение за месяц (а не за 7 дней) работников об изменении существенных условий труда. Второе – урегулирование проблемы материальной ответственности. По этому поводу поступало много жалоб. При выявлении нарушений (например, природоохранного законодательства) или выходе из строя дорогостоящего оборудования на предприятии ответственность распространялась на всех работников. Такая ситуация характерна для отрасли лесного хозяйства, агропромышленного, нефтехимического комплекса и других. Были даже случаи, когда при хищении продукции и незаконченном уголовном деле ущерб компенсировали за счет сотрудников. Получался не совсем справедливый подход. Сначала человека наказывали как физическое лицо, а потом еще и «раскидывали» штраф, который наложен на юридическое лицо. Суммы несоизмеримы. Когда обновленный Трудовой кодекс будет принят, эта проблема решится. Также сохранено право профсоюза на обсуждение содержания контракта работника. К сожалению, правовая грамотность белорусов еще оставляет желать лучшего, и мы можем подсказать человеку, нанимателю, как сделать лучше. Кроме того, если контракт не продлевается, профсоюз вправе разобраться, по какой причине, объективная ли она.
Многие предложения профсоюзов были направлены на борьбу с так называемым скрытым сокращением.
– В Генеральном соглашении между правительством, нанимателями и профсоюзами есть нормы, которые носят рекомендательный характер, – о том, что с добросовестными работниками, которые не нарушают трудовую, производственную дисциплину, контракт с их согласия должен продлеваться на максимальный срок, а новый заключаться не менее чем на 3 года, – привела пример Елена Манкевич. – С теми же, у кого при этом еще и высокий профессиональный уровень, – на 5 лет, если они, конечно, на это согласны. Но мониторинг, который мы проводим уже довольно давно, показывает, что очень много контрактов, заключенных на год. В этом году мы просмотрели более 1,5 млн контрактов. Порядка 35% из них – краткосрочные, на год. Есть предприятия, где до 90% работников трудятся на подобных условиях. Если такой наниматель окажется недобросовестным, это может повлечь определенные риски для сотрудников.
В ФПБ считают, что суть одной из наиболее важных поправок в том, чтобы норма, носящая рекомендательный характер в Генеральном соглашении, была перенесена в Трудовой кодекс и стала обязательной. Это поможет уйти от скрытой формы сокращения и годовых контрактов, которые тянут за собой еще одну проблему – так называемых временщиков.
– Люди, с которыми заключен такой контракт, как правило, не занимаются повышением своей профессиональной квалификации и переподготовкой, – констатировала заместитель председателя ФПБ. – Да и сам наниматель не горит желанием вкладывать в работника, который через год может уйти. Если в европейских странах уровень переподготовки доходит до 80%, то у нас составляет чуть более 20%.
Первый заместитель директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Нина Наумович рассказала, чего от нового законопроекта ожидает бизнес-сообщество.
– Руководитель – тот же наемный работник. Поэтому их интересы совершенно совпадают, – подчеркнула эксперт. – И те, и другие хотят получать достойную заработную плату. А для этого нужно, чтобы организация хорошо работала. Руководитель имеет особые полномочия, и если он добросовестный, то направляет усилия на развитие предприятия и создает комфортные условия труда работникам. Думаю, что Трудовой кодекс в этой редакции – это только начало сближения интересов нанимателя, руководителя и работника.
Во время «круглого стола» затрагивались и другие новации, предлагаемые в новой редакции законопроекта. Например, позитивное новшество – отцовский отпуск в первые месяцы жизни новорожденного. Оно предполагает обязательное для нанимателя предоставление социального отпуска без сохранения заработной платы отцам или отчимам в течение первых 6 месяцев с момента рождения ребенка.
– Данная статья была внесена в проект после проработки в межведомственной группе. Был изучен международный опыт: примерно 25 стран используют похожие нормы. Если посмотреть немного шире, то для этого создается целый комплекс условий. Министерство здравоохранения приняло нормативный акт, который разрешает посещение в послеродовом периоде женщин в роддомах. Кроме того, если подключатся профсоюзы, в коллективном договоре можно будет предусмотреть, что отцовский отпуск будет частично или даже полностью оплачиваемым, – рассказал депутат Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Анатолий Дашко.
В свою очередь, Игорь Старовойтов отметил, что, кроме статьи об отцовском отпуске, в законопроект вносятся еще ряд моментов. Во-первых, предусматривается введение понятия «одинокий родитель», которое включает уже и мужчин. И все гарантии одиноким матерям автоматически будут распространяться на одиноких отцов. Предусматривается также, что не только мамы, воспитывающие ребенка-инвалида либо более двух детей до 14 лет, но и папы получат право на трудовой отпуск, до того как отработают 6 месяцев.
Отдельной темой в разговоре экспертов стало фрилансерство.
– Хотел бы обратить внимание на то, что понятие «фрилансерство» законодательно не определено, – пояснил заместитель министра труда и соцзащиты. – Как правило, в таких случаях речь идет о людях, которые работают сами на себя. Трудовой кодекс прежде всего регулирует отношения между работником и нанимателем. С развитием информационных технологий все больше людей могут работать удаленно. Сейчас нельзя сказать, что это преобладающая тенденция в нашей стране, но она может такой стать с течением времени. Вот почему в законопроекте по внесению изменений в Трудовой кодекс появилась глава о дистанционной работе. В данном случае мы срабатываем на опережение. На граждан, которые работают в таком формате, также должны распространяться гарантии трудового законодательства. Конечно же, это очень сложно сделать. По большому счету, отнести такие отношения к трудовым сложно, если ориентироваться на классический подход к трудовым отношениям, заложенный в Трудовом кодексе. Когда заработает глава о дистанционном труде, мы сделаем определенный шаг в этом направлении.
Подтвердила слова замминистра и Елена Манкевич:
– Мы в начале очень долгого пути. К необходимости внесения изменений в законодательство нас подталкивают сами люди. В Федерацию профсоюзов обращаются сотрудники IT-компаний, как крупных, так и небольших, с просьбой выработать определенные нормы, которые бы их защищали. Как правило, в этой сфере заняты молодые люди. В будущем у них могут возникнуть проблемы с пенсионным обеспечением. Так что нам всем есть над чем работать.
Так, в проекте предусмотрено, что трудовой договор с работающими в сфере информационных технологий будет заключаться при личном присутствии специалиста. Он должен видеть своего нанимателя, должен понимать, что у него есть определенные отношения. Сама же работа будет выполняться дистанционно.
Точку зрения нанимателей озвучила Нина Наумович, отметив, что введение этой статьи – как раз изюминка данных изменений, большой шаг в прогресс и будущее.
– Неверно думать, будто предлагаемые новшества в интересах нанимателей. Все статьи, которые мы сегодня рассматривали, направлены исключительно на работника. Потому что интерес нанимателя – в комфортных условиях работы для всех, – резюмировала эксперт.
Предварительные сроки внесения на второе чтение данного законопроекта – ноябрь–декабрь текущего года. Стороны заинтересованы, чтобы изменения вступили в силу как можно быстрее и все положительные моменты начали работать и приносить пользу. В дальнейшем они будут совершенствоваться и вноситься с учетом развития цифровой экономики.
Фото БЕЛТА
Источник: https://1prof.by